До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок.
Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных
недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной
музыки начала XX века.
К недостаткам контрабаса относят крупные размеры, большую массу,
вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых
порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.
Возрастающая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта,
увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии
электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте,
лишенном недостаков контрабаса. В указанный период времени многие
фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по
созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались
коммерческим успехом.
Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы [1], а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году
и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной
деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.[2]
В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн»
(Fender Precision Bass), разработанную им на основе его электрогитары
«Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал
популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим
стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на
долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году,
Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары — «Джаз
бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».[3]
Некоторое время фирма «Фендер»
доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали
и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары —
выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Хофнер полуакустическая бас-гитара 500/1
(Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко
известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента
Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих электрогитар «СГ» и «Лес Пол».
С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности — появляются акустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.
|